Техника для заправки газгольдера
Поскольку газгольдер обычно стационарное оборудование, то для того, чтобы его заправить, необходимо привезти сжиженный газ в место его расположения. То есть вызвать специальный автомобиль – газовоз. Какие бывают газовозы и их устройство, мы подробно рассмотрим в статье – «Газовозы и их устройство».
![АЦТ – газовоза для заправки газгольдера](/img/uploads/c3/da/c3dae466920fe91c041d73c488a13dc9.jpg)
В данном материале мы будет рассматривать только один тип газовоза – АЦТ (автоцистерна транспортная). Чтобы заправлять газгольдер, такие автомобили должны быть оснащены насосом для перекачки сжиженного газа и счётчиком, чтобы учитывать количество заправленного газа. Счетчик заправщика подсчитывает жидкую фазу СУГ (сжиженных углеводородов) в литрах.
![Оборудование газовоза – насос и счетчик](/img/uploads/92/55/9255f0eeff25b724df5d0673aa0b2333.jpg)
Арматура внутри газгольдера
Под крышкой подземного газгольдера или под кожухом наземного расположено несколько важных приборов состояния системы газоснабжения, а также системы безопасности и редуцирующее устройство – редуктор. Вот их перечень:
![Газовая арматура газгольдера](/img/uploads/46/15/4615df3c3143df6db9f4364a12e180f4.jpg)
- Заправочный клапан газгольдера;
- Комплексный кран с манометром (отбор паровой фазы СУГ);
- Сбросной клапан (основная базовая система безопасности);
- Кран отбора жидкой фазы (со дня газгольдера);
- Уровнемер – показатель уровня жидкой фазы СУГ в емкости;
- Редуктор – регулятор давления для подачи газа потребителям.
Для заправки газгольдера будет использоваться заправочный клапан. Контроль количества заправленного топлива на стороне клиента осуществляется по уровнемеру. Уровнемер показывает количество газа в процентах от геометрического объема емкости и не может быть признан точным прибором учета. Поэтому уровнемер рассматривается как ориентировочный прибор.
Процесс заправки газгольдера
![Заправочный шлаг, присоединенный к газгольдеру](/img/uploads/74/cd/74cd527efa9a8c5b5f7267f5dd652fe1.jpg)
Итак, Вы вызвали газовоз, и машина прибыла. В первую очередь нужно знать, что большинство автомобилей-заправщиков пропан-бутановой смеси оснащены достаточно длинными заправочными рукавами – не менее 20 метров, а в большинстве случаев это 40-50 метров. Так что заезжать на Ваш участок, в большинстве случаев, газовозу нет никакой необходимости. Таким образом, заправка газгольдера проходит по следующему алгоритму:
- Водитель газовоза подключает заправочный шланг к заправочной арматуре газгольдера;
- Отключается подача газа в регулятор давления;
- Клиент фиксирует показания счетчика газовоза;
- Идет процесс заправки – перекачка жидкой фазы СУГ в Ваш газгольдер;
- По завершении заправки клиент повторно фиксирует показания счетчика газовоза;
- Отключается заправочный шланг, и включается подача газа на редуктор.
![Показания счетчика газовоза](/img/uploads/38/ef/38ef6e1f62a01e78c99062b6e3d2918d.jpg)
Длительность процесса заправки зависит от количества сжиженного газа, которое необходимо закачать в газгольдер.
Важно знать, что любой сосуд для хранения СУГ нельзя заправлять более чем на 85%. Для этого необходимо контролировать показания уровнемера в процессе заправки.
Первая заправка газгольдера
Частным случаем заправки газгольдера является первичное его наполнение после комплекса работ по автономной газификации. В большинстве случаев в газгольдере сразу после установки будет присутствовать давление – сжатый воздух. Обычно, избыточное проверочное давление воздуха «стравливается» монтажной бригадой после проверки системы газоснабжения на герметичность. Однако перед первой заправкой газгольдер все равно заполнен воздухом целиком.
![Показания манометра газгольдера](/img/uploads/12/9b/129bb78f4f4b58dadb61ff8b25a832ba.jpg)
Задача заправщика при первичном наполнении сосуда для хранения СУГ избавиться от воздуха внутри газгольдера. Для этого в процессе заправки необходимо либо открыть специальный вентиль на комплексном кране, либо снять редуктор и открыть основной кран подачи паровой фазы. Первая заправка газгольдера - процесс шумный и сопровождается неприятным запахом одоранта, однако эти неудобства неизбежны.